Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Должностная инструкция учителя

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Краснослободска

Должностная инструкция учителя

1.Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характери-стики учителя образовательного учреждения, утвержденной Приказом Министерства здра-воохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития Рос-сии) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справоч-ника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Настоящая инструкция является ти-повой, и ее действие распространяется на всех учителей гимназии.
1.2. Учитель назначается и освобождается от должности приказом директором ОУ.
1.3. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директо¬ра по учебно-воспитательной работе (ответственному за учебно-воспитательную работу).
1.4. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Фе-дерации, Законом об образовании, правовыми актами, указами Президента Российской Фе-дерации, решениями Правительства Российской Федераций и органов управления власти Волгоградской области и Среднеахтубинского района по вопросам образования и воспита-ния обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противо-пожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами гимназии (в том чис-ле Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
1.5. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2.Требования к квалификации.

2.1. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по на-правлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей пре-подаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы,
2.2. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и до-полнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образова-тельном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

3.Должен знать:

3.1. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
3.2. законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятель-ность;
3.3. Конвенцию о правах ребенка;
3.4. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогиче-ских, научно-методических и организационно-управленческих задач;
3.5. педагогику, психологию, возрастную физиологию;
3.6. школьную гигиену;
3.7. методику преподавания предмета и внеурочных занятий ( в том числе отвечающим требо-ваниям ФГОС НОО и ООО);
3.8. программы и учебники по преподаваемому предмету;
3.9. методику воспитательной работы;
3.10. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
3.11. средства обучения и их дидактические возможности;
3.12. основы научной организации труда;
3.13. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
3.14. теорию и методы управления образовательными системами;
3.15. современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обуче-ния, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
3.16. методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающи-мися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
3.17. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разреше-ния;
3.18. основы экологии, экономики, социологии;
3.19. трудовое законодательство;
3.20. основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной по-чтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
3.21. правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
3.22. правила по охране труда и пожарной безопасности;
3.23. требования ФГОС НОО и ООО и рекомендации по их реализации в ОУ.

4.Должностные обязанности

4.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует фор-мированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения об-разовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
4.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
4.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психоло-гической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных инфор-мационных технологий и методик обучения.
4.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
4.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образо-вательных цензов).
4.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, про-грамме), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой дея-тельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
4.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
4.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
4.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
4.10. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учрежде-ния, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
4.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного про-цесса.
4.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Своевременно доводит до родителей информацию о состоянии учебной деятельности. Посещает родительские собрания в классах, участвует в мероприятиях ОУ для родителей, проводит их индивидуальное консультирование.
4.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Организует безопасные условия труда и учебы во время образовательного процесса в кабинете и во время перемен, перерывов в учебных занятиях на при¬легающих к нему рекреационных участках. Обеспе-чивает безопасность обучающихся во время проведе¬ния учебных экскурсий, поездок и т. д. В случае необходи¬мости пресекает нарушения обучающимися дисциплины, безопасного труда и учебы, правил поведения в ОУ.
4.14. Выполняет график дежурства учителей на переменах.
4.15. Участвует в рамках образовательной деятельности в реализации государственных нор-мативных актов, касаю¬щихся федерального, регионального и территориального ре-гулирования вопросов образования.
4.16. Выполняет требования, заложенные в организационных и распорядительных докумен-тах, подчиняется реше¬ниям педагогического совета и администрации и вы¬полняет их. Со-блюдает требования к ведению учебно-педагогической документации.
4.17. Соблюдает финансовую дисциплину в учреждении, своевре¬менно оформляет докумен-тацию, являющуюся подтверждени¬ем использования бюджетных средств. Участвует в реа-лизации платных дополнительных услуг, предоставляемых в ОУ, выполняя нормативные требо¬вания учреждения. Соблюдает финансовую дисциплину в рамках отчетности ОУ.
4.18. Соблюдает нормы и правила поведения в столовой. Выполняет график дежурства учителей в столовой. В случае необходимости пресекает нарушения обучающимися правил поведения
4.19. Соблюдает требования ОУ к медицинскому обслужива¬нию обучающихся, организаци-онно поддерживает проведение диспансеризации, медицинских обследований и прививок обучающихся. Поддерживает связь с медицинскими работниками по вопросам состояния здоровья обучающихся. Своевременно докладывает администрации о заболеваниях обу-чающихся.
4.20. Соблюдает требования к выполнению санитарно-гигиеничес¬кого, воздушного и свето-вого режима во время занятий с обучающимися. Организовывает поддержание порядка в помещении, где учитель проводит занятия с обучающимися.
4.21. Соблюдает требования ОУ к сохранности помещений. Следит за сохранностью оборудо-вания в кабинетах.
4.22. Соблюдает законодательство о труде в части определения норм трудовых отношений в ОУ и непосредствен¬ной подчиненности по должности
4.23. Выполняет требования к повышению своей квалификации не реже 1 раза в 5 лет. Участ-вует в системе повышения квалификации педагогических работников в ОУ в соответствии с утвержденным планом
4.24. Соблюдает правила пользования библиотекой ОУ. Участвует в составлении заказа на приобретение учебников, пособий и художественной литературы. Совместно с библиотечными работниками осуществляет работу по сохранению библиотечного фонда ОУ.
4.25. Участвует в реализации системы методической деятельности ОУ через работу по общешкольной методической теме, теме методического объединения и индивидуальной траектории повышения методического мастерства. Участвует в работе районных и школьных методических объединений.
4.26. Участвует в экспериментальной деятельности ОУ. Соблюдает требования к ведению опытно-экспериментальных направлений образовательного процесса в ОУ.
4.27. Участвует в организации приема обучающихся в ОУ. Выполняет требования сохранно-сти контингента обучающихся в классах, где работает учитель.
4.28. Выполняет требования ОУ при формировании классов и групп обучающихся.
4.29. Неукоснительно соблюдает расписание учебных занятий в ОУ. Строго соблюдает график работы ОУ в период начала и окончания учебного периода. Выполняет график работы на каникулах.
4.30. Выполняет учебный план ОУ по предмету.
4.31. Отвечает за выбор учебных программ и их соответствие возрастным особенностям уча-щихся и требованиям ОУ. Реализовывает учебный план по предмету в соответствии с ут-вержденным в ОУ учебно-методическим комплектом. Осуществляет календарное, тематическое и текущее планирование реализации программного материала.
4.32. Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора гимназии по учебно-воспитательной работе (ответственного за учебно-воспитательную работу).
4.33. Предоставляет обязательную в ОУ информацию о ходе и итогах реализации образова-тельных программ по предмету. Отвечает за обеспечение качественной и своевременной аттестации обучающихся по предмету, выполняя требования к текущей аттестации, графику проведения контрольных работ, требования к организации рубежной аттестации.
4.34. После окончания занятий участвует в проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
4.35. Обеспечивает учебный процесс по предмету с обучающимися, перешедшими на семейную, экстернатную форму обучения. Проводит индивидуальные занятия по предмету с обучающимися
4.36. Участвует в организации внеурочной деятельности по предмету. Соблюдает расписание внеурочной деятельности
4.37. Участвует в организации социально-воспитательной деятельности в ОУ.
4.38. Участвует в организации и проведении внеурочных и внешкольных мероприятий в классах, в которых учитель пре¬подает предмет.
4.39. Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в оперативном взаимодействии с классными руководителями и учителя¬ми других предметов
4.40. Взаимодействует с психологической службой ОУ. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, уважает достоинство личности обучающихся. Сочетает фронтальные, дифференцированные и индивидуальные формы работы во взаимодействии с обучающимися. Проводит индивидуальные консультации с обучающимися. Взаимодействует с родителями обучающих-ся по вопросам организации, реализации и результативности образовательной дея-тельности их детей.
4.41. Соблюдает перспективный и календарный план деятельности ОУ.
4.42. Участвует в составлении аналитических документов ОУ, своевременно предоставляя информационно-аналитические материалы по качеству организации УВП в классах, по ре-зультатам обучения
4.43. В своей деятельности подчиняется директору ОУ и заместителям директора ОУ. Координирует свою деятельность с председателем методического объединения учителей.
4.44. Отчитывается о результатах своей работы директору, заместителю директора по УВР, председателю методического объединения.
4.45. Участвует в работе педагогического совета ОУ. Взаимодействует с органами общест-венно-профессиональ¬ного управления: с аттестационной, наградной, конфликтной, тари-фикационной, методической и другими комиссиями (советами).
4.46. Участвует в подготовке ОУ к проведению аттестации и лицензирования. По согласова-нию с администрацией предоставляет необходимые материалы о результатах своей дея-тельности при проверке деятельности ОУ вышестоящими органами. Подчиняется плану проведения внутришкольного контроля в ОУ.
4.47. Участвует в обсуждении итогов проведения внутришкольного контроля

5.Права

5.1. Быть своевременно ознакомленным с государственными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность. Быть ознакомленным с содержанием ор-ганизационных и рас¬порядительных документов ОУ, решениями педагогического совета и администрации ОУ. Быть ознакомленным с требованиями к ведению учебно-педа-гогической документации в ОУ.
5.2. Быть ознакомленным с основными требованиями финансовой дисциплины в ОУ, на свое-временную и в полном объеме оплату произведенной работы
5.3. Быть ознакомленным с нормативно-правовыми актами ОУ по организации платных дополнительных услуг. Согласно договорам имеет право на оплату своей деятельности, оказанной в рамках дополнительных услуг.
5.4. Быть ознакомленным с требованиями законодательства о тру¬де и нормативно-правовыми актами ОУ в части опреде¬ления норм трудовых отношений в ОУ и непосредственной под-чиненности по должности.
5.5. Быть ознакомленным с требованиями к состоянию учебных по¬мещений во время учебных занятий, с перечнем оборудова¬ния, находящегося в учебном помещении.
5.6. Аттестоваться на присвоение квалификационной категории в порядке, установленном го-сударственными нормативно-правовыми актами и в соответствии с «Положением об аттестации педагогических и руководящих кадров в ОУ». Бесплатно повышать квалификацию 1 раз в 5 лет. Быть ознакомленным с требованиями к наградным документам.
5.7. Участвовать в обсуждении учебного плана ОУ. Свободно выбирать программы и методи-ческое обеспечение образовательного процесса.
5.8. Пользоваться методической поддержкой педагогов ОУ, методистов районного методического центра.
5.9. Участвовать в обсуждении вопросов организации приема обучающихся, формирования классов и групп. На преемственность и стабильность в процессе расстановки педагогиче-ских кадров.
5.10. Выбирать адекватные педагогические технологии в процессе реализации образовательных программ по предмету. Быть ознакомленным с требованиями к проведению текущей, рубежной, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
5.11. На защиту своей чести и достоинства.
5.12. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
5.13. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
5.14. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом
5.15. На участие в работе коллегиальных органов общественно-профессионального управления, связанных с решением вопросов реализации образовательной деятельности.
5.16. На участие в обсуждении стратегических вопросов развития ОУ, анализа и планирования деятельности ОУ. Быть избранным в органы общественно-профессионального управления ОУ.
5.17. Быть ознакомленным с требованиями, предъявляемыми к ОУ в период его лицензиро-вания, аттестации и аккредитации. Быть ознакомленным с требованиями, предъявляемы-ми к учителю при проверке деятельности ОУ вышестоящими органами управления образования и с результатами этой проверки. Быть ознакомленным с планом внутришкольного контроля, целями проверки и диагностики; на участие в обсуждении результатов про-веденного внутришкольного контроля.

6.Ответственность

6.1. За реализацию государственных нормативных актов, касающихся федерального, регионального и территориального регулирования вопросов образования (в рамках компетенции)
6.2. За выполнение устава и распорядительных документов ОУ, решений педагогического совета и администрации ОУ (в рамках компетенции и порученных действий)
6.3. За соблюдение требований к ведению и своевременное оформление следующей документа-ции ОУ: классные журналы, журналы индивидуально-групповых, кружковых и факультативных занятий, дневники обучающихся.
6.4. За качественное преподавание предмета, проведение занятий.
6.5. За соблюдение учебного плана ОУ по предмету, за выбор учебных программ и их соответствие возрастным особенностям учащихся и требованиям ОУ.
6.6. За соблюдение сроков реализации программ, за невыполнение программы, за неполную выдачу часов учебного плана;
6.7. За качественную реализацию экспериментально-апробируемых программ и учебников ( в том числе соответствующих ФГОС НОО и ООО) .
6.8. За соблюдение законодательства о труде и нормативно-пра¬вовых актов ОУ в части опреде-ления норм трудовых отношений и непосредственной подчиненности по должности
6.9. За поддержание порядка в помещении, где проводятся занятия с обучающимися; за использование оборудования.
6.10. За своевременность прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории. (В случае нарушения сроков аттестации учителю понижается разряд оплаты труда.)
6.11. За повышение своей квалификации и своевременное предо¬ставление документов уста-новленного образца.
6.12. За создание обстановки, приведшей к уменьшению континген¬та обучающихся по вине учителя.
6.13. За организацию перегрузки обучающихся по своему предмету.
6.14. За выполнение расписания и графиков контроля знаний обучающихся.
6.15. За качество реализации образовательных программ по предмету и выполнение требований государственного стандарта.
6.16. За своевременное и реальное предоставление обязательной в ОУ информации о ходе и итогах реализации образовательных программ по предмету.
6.17. За подготовку и проведение качественной и своевременной аттестации обучающихся по предмету.
6.18. За соблюдение прав, свобод и достоинства личности обучаю¬щихся, родителей обучаю-щихся и лиц, их заменяющих. За соблюдение плана работы ОУ (в рамках своего функ-ционала).
6.19. За выполнение своих функциональных обязанностей в рамках взаимодействия в структуре управления ОУ.
6.20. Жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
6.21. За соблюдение финансовой отчетности и финансовой дисциплины в учреждении (в рамках компетенции)
6.22. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образова-нии». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6.23. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с ис-полнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

7.Взаимоотношения. Связи по должности.

7.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;
7.2. в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией гимназии к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора гимназии;
7.3. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);
7.4. заменяется, на период временного отсутствия, учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе
7.5. получает от администрации гимназии материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
7.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками гимназии;

Национальный проэкт образования
Федеральный центр тестирования
Минпросвещение
Горячее питание в начальных классах
Питание федеральный номер
Горячая линия